Психоаналитическая консультация

На сеансах психологической помощи и психоанализа, я часто повторяю, что причина наших страданий заключается в том, что мы ищем то, чего не нужно искать, а нужно лишь принимать. Не истина, а наши поиски ее заставляют нас страдать, потому что мы стараемся создать истину при помощи ума - что очевидно невозможно. Эта наша установка представляется наиболее изощренным процессом избегания истины.

Знание, которого мы ищем, есть знание фантазии, а не действительности, так истина предсуществует нам и не нуждается в том, чтобы быть познанной при помощи ума, мысли, в ней нужно лишь удостовериться осознанием, восприятием очевидного. Когда кто-нибудь заявляет, что истина приносит страдание, я отвечаю, что это касается псевдо-действительности, то есть это просто то, что мы воображаем, чтобы заменить фантазией истинно действительное, потому что мы не можем узнать истину иначе как при помощи интуиции или осознания. Функция истины состоит в том, чтобы поддерживать нас, а не служить предметом обсуждения.

Кант установил различие между явлением и вещью-в-себе, между тем, как вещь представляется нам и какова она внутри, причем последнее мы познать не можем. Шопенгауэр сделал из этого вывод, будто мир есть не что иное, как умственные образы.

Людвиг Витгенштейн в своей книге "Tractatus" признает возможность интуитивного познания в области языка, мысли и действительности. Однако при этом он делает оговорку, что такая интуиция не может быть выражена средствами языка. Существует два мира - действительный и представляющийся. Первый дарован Создателем, второй создан человекам - зависимым существом. (Даже сами слова абсурдны.) Так мы промениваем действительное на "воображаемое". (Теперь я заключаю это слово в кавычки.) Вещи и природа существуют только в своей действительности и именно человек раз за разом удивляется, видя, что его идеи не гармонируют с ними.

Ключом к пониманию причин нервозности человека является его установка желания не осознавать то, что он воспринимает. Интересно то, что когда мы приходим к отрицанию сделанного нами с действительностью, нам становится стыдно своих собственных идей и побуждений! Причиной этого является смятение, которое мы ощущаем, видя что наш выбор был неправильным. Так что же, мы - боги, которые ошибаются? Если человек поднимается в своем воображении до положения Бога, он не может принять своих ошибок, не разрушив при этом саму идею. Если поначалу мы не принимаем истину с помощью интуиции и осознания, то и потом мы не можем постичь ее в логическом процессе, потому что основная проблема состоит не в существовании и сущности истины, а в нашем отказе подчиниться ей.

Ошибочный диалектический процесс был придуман, чтобы скрыть действительность. Потом возникли фобии и неврозы. Диалектический процесс вначале был искусством диалога, которое создал Сократ. Но вскоре его исказил Платон, конечно из-за осознания, которое он приносил. В Средние века диалектический процесс был соединен с логикой, низведя таким образом знание к псевдо-науке видимостей. Он снова был применен в попытке скрыть действительность. В Новое время Канту и Гегелю удалось возродить диалектический процесс как метод, не придав ему, однако, логической основы и не отделяя ложной диалектики от правильной. Они утвердили его в форме тезиса, антитезиса и синтеза, что практически невозможно, потому что чистое и простое противоположное (антитезис) не имеет ценности, в практических терминах оно представляет ничто, поэтому конечный синтез, основанный на нем, также ошибочен. С другой стороны, утвердительная установка аристотилево-томистской философской действительности не лучше, потому что она не психологична.

Дополнительная информация