Знание истины. Взгляд психолога

  • Печать

Ни один мыслитель, священнослужитель, или психолог не можем свершить что-нибудь истинное без того, чтобы построить что-то действительно важное. Следовательно, те, кто критикует некоторых исторических деятелей, допустивших исключительные ошибки в философии, в религии или в научном опыте, забывают, что эти ошибки чрезвычайно ясно показывают сделанное всем человечеством - хотя мы и утверждаем, что человек не ошибается.

Это же верно для сегодняшней науки и мысли, которые при помощи осознания показывают человеку его фантазии и ошибки крупным планом. Метод, используемый для работы с человеком, должен быть таким же как и сам человек – диалектическим. Интересно, что когда человек вошел в преимущественно научную фазу изучения разумного существа, он попытался утверждать уже не то, чего искал при помощи философии, но нечто гораздо более тесно связанное с биологией. Так, именно Фрейд, физиолог, был первым, кто нашел наиболее точный способ работы с человеком.

Однако мы разделенные существа, имеющие материальную и духовную сторону, и это делает необходимым применение метода, охватывающего их обе. Таким методом, по моему мнению, является диалектический метод. Я считаю, что диалектический процесс дает огромные выгоды в психоаналитической теории и психотерапии.

Во-первых, он обеспечивает немедленный ответ, возвращая все к внутреннему существу, предотвращая таким образом продолжительной проекции; во-вторых, с применением диалектического метода анализ достигает своей основной цели - сопротивления и подавления - гораздо быстрее; в-третьих, диалектическая процедура никогда не упускает случая развить ответ, который уже содержится в каждом восприятии, благодаря сравнению, которое осуществляет индивид по отношению к своему противнику (действительному или воображаемому).

Приведу пример: мы живем в постоянном колебании между страданием и счастьем, болью и наслаждением, трудом и отдыхом и т.д., редко принимая в расчет оба аспекта одновременно. На самом деле, чем больше развивается одна сторона проблемы, тем больше делается упора на другую сторону, так что получается замкнутый круг. Если мы признаем оба аспекта одновременно, мы достигнем того, что называется равновесием.

Добродетель, следовательно, состоит в умеренности, как полагали древние греки. "Страдание" есть величайший источник счастья, а "жертва" есть единственный путь к истинному удовлетворению, однако, человек создал ошибочную идею, что такие вещи опасны для него. Это ложная концепция. Самоотречение связано с наслаждением: чем больше мы воздерживаемся от наслаждения, тем больше наше удовлетворение, когда мы испытываем его в какой-либо сфере, инстинктивной, социальной или даже психологической. Те, кто сумел достичь высокой степени продуктивности (не возбуждения) в области психологии, заметно склонны к созерцательности. Псевдо-диалектический процесс показывает нам всю ложь, построенную нами, чтобы жить в ней.