Эрик Берн

    Продолжались и начатые психологом Г. Салливеном исследования на стыке нескольких направлений психологии и психотерапии. Продуктивность такого подхода была продемонстрирована в концепции американского психолога-психотерапевта Э. Берна (1910- 1970).

 

    Э. Берн родился и получил медицинское образование в Канаде. После окончания университета в Монреале эмигрировал в США, где прошел специализацию по психоанализу.

 

    Его главным (и имеющим особое значение для практикующих психологов и психотерапевтов) достижением является разработка концепции трансактного анализа, которую он вначале называл «социальной психотерапией, подчеркивая ее связь и с вопросами социального научения. Концепция Берна ориентирована в большей степени на практику, чем на формирование новых теоретических положений.

 

    В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (1972) им были изложены ведущие положения трансактного анализа, в основе которого лежит понятие о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек - Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации.

 

    Каждое из эго-состояний хранит определенную информацию (правила поведения, скрипты, то есть сценарии жизни и т.д.) и играет важную роль в конкретной жизненной ситуации, определяя поведение человека в ней. На изучении межличностных отношений клиентов, стереотипных схем поведения (игр, по терминологии Берна) и долговременных жизненных планов (скриптов) и строится работа по осознанию и изменению эго-состояний клиентов. При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений.

 

Дополнительная информация