Диалектический метод психоанализа и психотерапии

  • Печать

Диалектический метод психоанализа и психотерапии работает с ошибочной диалектикой дедействительного, чтобы достичь действительного. Ошибочный диалектический процесс должен приниматься во внимание аналитиком (как это делал Сократ), чтобы он мог предостеречь пациента по поводу его странных идей, касающихся жизни.

Действительно, проанализировать значить выявить несоответствия, чтобы приблизиться как можно больше к определенности. Другими словами, анализ есть диалог между нелогичной, разрегулированной личностью и стабильной. Цель последней состоит в том, чтобы прекратить отвергание мысли и, в особенности, чувства. Итак, диалектический метод психоанализа подразделяется на истинную диалектику и кажущуюся диалектику, аналитика и анализируемого, чувство и его отрицание, истину и борьбу против истины. Основу моей аналитической техники составляет непозволение индивиду поддерживать свои фантазии или точнее, приведение его к необходимости покончить с недействительным посредством осознания того, что действительность лучше.

Чтобы этого достичь, однако, мы, психоналитики, должны сами быть приверженны действительности и наше понимание того, что именно осознание содержит истину - и есть способ достижения этого. Наша внутренняя жизнь, жизнь, приходящая изнутри, говорит нам об этом. Человек, прибегающий к психотерапии, показывает аналитику реакцию против истины, потому что его единственным желанием является решение проблемы какого-нибудь патологического процесса. Однако, чтобы достичь излечения, пациент должен работать с чем-то гораздо более важным - целью жизни - и взаимодействовать с его собственной сущностью. Не так уж неприятно осознать свое отрицание, свое отвергание. Наказывает нас только наше нежелание видеть, как мы отрицаем (отвергаем), потому что как только мы сможем осознать эти установки в себе, мы автоматически начинаем от них избавляться.

Лишь один тип диалектики – истинная диалектика - работает с тем, что Действительно. Все существующее есть диалектика, и человек, будучи венцом творения, наиболее диалектичен. Однако человек может отрицать свой диалектизм в попытке предотвратить проявление истины, и в этом его патология. Когда я говорю, что все сущее диалектично, я подразумеваю, что все сущее всегда подразделяется, образуя два элемента: самоотрицание ведет к удовольствию, смирение есть великий свет истины, кротость завоевывает мир. Я пользуюсь этими примерами, чтобы показать, что несвязанные на первый взгляд элементы на самом деле подобны, точнее, что они ведут к свершению, тогда как подобные на вид элементы на деле расходятся: грубость не свершает, она разрушает, сила менее сильна, чем любовь и т.д.

Патологический индивид смешивает действительное с недействительным, или по крайней мере пытается делать это. Он не принимает своего истинного основания и поэтому постоянно "путает" истинное с фальшивым, первичное со вторичным. Его теоретические, воображаемые установки сильно влияют на все его поведение, как личное и общественное. Вообще мы стремимся смешать то, что мы думаем о самих себе с действительностью бытия.

Другими словами мы хотим верить, что наше "желание" чего-то грандиозного может заставить его существовать, и наоборот, что игнорируемое нами не будет существовать. Согласно этой установке должно существовать только то, чего мы желаем.