Гарри Стэк Салливен

  • Печать

    В тридцатых годах прошлого века появилась и первая концепция, в которой была предпринята попытка связать принципы социального научения бихевиоризма и глубинной психологии. Ее автора, американского психолога, психотерапевта Г.С. Салливена (1892-1949) поэтому часто относят к обоим направлениям.

    Защитив докторскую диссертацию в 1917 году, Салливен начал свою карьеру как военный медик в 1-ой мировой войне. Специализации в области практической психиатрии и психотерапии стимулировала его, как психотерапевта, интерес к теоретической психологии. С 1923 года он является профессором психиатрии в Университетской Мерилендской медицинской школе, в 30-40-х годах читает лекции по психиатрии и психотерапии в различных университетах. В 1948 году ему удается начать издание двух журналов "Журнал биологии и патологии" и "Журнал для изучения интерперсональных процессов".

    Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии - принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм. Обобщающие труды, в которых изложены его взгляды, появились в 50-е годы - “Напряжения, которые вызывают войну”(1950), “Интерперсональная теория психиатрии”(1953), “Психиатрическое интервью” 1954).

    Он говорит о том, что личность человека является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть "личность - это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. Так в детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве - на основе общения с представителями другого пола и т.п. Хотя ребенок и не рождается с определенными социальными чувствами, однако они формируются у него в первые дни жизни и процесс их развития связан со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

    Салливен считал, что потребность не только создает напряженность, но и формирует способы ее преодоления - динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени необходимости для человека потребности. Главными, ведущими для всех потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги и страха. Однако возможности удовлетворения этих потребностей разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать необходимую нежность и ласку от близких. В то же время источники тревоги и страха настолько многообразны и непредсказуемы, что фактически невозможно полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни человека. Таким образом эта потребность - в избегании тревоги - становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в основе личности человека.

    Говоря о "Я-системе" Салливен выделяет три ее структуры - хорошее Я, плохое Я и не-Я. Описывая их роль в психическом развитии он доказывает, что стремление к персонификации себя как хорошего Я, и избегание мнений о себе как о плохом Я, являются наиболее важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги человека. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен называет "избирательным вниманием". Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то "избирательное внимание" регулирует не только собственную персонификацию, но и персонификации (образы) других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности Салливен: естественно, уделял большое внимание изучению характера общения людей, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения, прежде всего процесс обмена информацией.

    Хотя Салливен разделял мнение психоанализа о бессознательном характере основных потребностей, лежащих в основе развития личности, в частности он говорил о бессознательном характере потребностей в нежности и избегании тревоги, однако оспаривал мнение о их врожденном характере, также как о врожденности агрессивного инстинкта. Однако он писал о том, что и агрессия и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Так он заражается беспокойством от матери, которая волнуется хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Фрустрация важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем, в зависимости от того, какая структура Я-системы более развита - хорошее Я или плохое Я, доминирует тот или иной способ решения фрустрационной ситуации. Так при плохом Я вина чаще всего принимается самим субъектом, в то время как при хорошем - перекладывается на других. Эти идеи Салливена легли в основу некоторых тестов, наиболее распространенным из которых является тест Розенцвейга.

    Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить воедино различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.